28
Сен
2012

Обращение о повышении базового оклада ППС в ВУЗах

Читайте также другие материалы по теме: 

Добрый день.

Предлагаю к обсуждению следующее обращение, которое, в случае его поддержки,может быть направлено в Администрацию Президента, Президентский совет по науке.

Обсуждение также идет на сайте scientific.ru

http://www.scientific.ru/dforum/scilife/1348826331

Текст обращения

«О необходимости повышения базового оклада профессорско-преподавательского состава и технического персонала государственных ВУЗов»

В последнее время руководством страны провозглашен ряд амбициозных задач -  модернизация, рост производства высокотехнологичной продукции, «вторая индустриализация», избавление от сырьевой зависимости и др. Для их реализации необходимы квалифицированные кадры, за подготовку которых отвечает высшая школа. Российские ВУЗы пока способны обеспечивать качественное базовое образование, особенно в области естественных наук, информатики и математики, однако тенденциях к деградации – даже там, где позиции отечественного образования традиционно сильны – до сих пор не преодолена.

В значительной степени это связано с низким уровнем зарплат профессорско-преподавательского состава (ППС) и вспомогательного персонала ВУЗов,  обеспечивающего технические условия учебного и научного процесса. Базовый оклад, одинаковый во всех ВУЗах,  составляет около 12000 руб. для доцента, кандидата наук, и около 18000 руб. для профессора, доктора наук (с доплатой за степень); для преподавателей без степени и технического персонала оклады существенно меньше. При этом квалификационные требования к преподавателям высшей школы, весьма высоки: проведение аудиторных занятий (лекционных, семинарских, контрольных мероприятий), разработка учебно-методических пособий, в том числе с использованием средств мультимедиа, организация, руководство и участие в научных исследованиях, привлечение к ним студентов. Для работы по специальности преподаватели обязаны владеть иностранным языком - как правило, английским.

 Нынешний уровень базового оклада не обеспечивает оплаты, адекватной этим требованиям. Для преподавателя без научной степени он ниже, чем у учителя средней школы, а в Москве базовый оклад учителя высшей категории без научной степени (около 30000) почти втрое выше, чем у кандидата наук, работающего в ВУЗе. Индивидуальные надбавки, устанавливаемые части ППС, не могут рассматриваться в качестве компенсации низкого базового оклада, поскольку выплачиваются за работу, дополнительную к основной, и часто не имеющую к ней прямого отношения. Кроме того, даже в ВУЗах, занимающих первые строчки в российских рейтингах (в том числе и Федеральных университетов, и Национальных исследовательских университетов), значительная часть ППС получает лишь базовый оклад. 

Руководство страны понимает эту проблему. На заседании правительства РФ 20 сентября 2012 года министр финансов А.Г. Силуанов сообщил, что в соответствии с поручением Президента РФ его ведомство выделит средства на повышение заработной платы профессорско-преподавательскому составу. Учитывая все вышесказанное, мы считаем, что дополнительные средства, выделяемые ВУЗам, следует направить на увеличение базового оклада при сохранении действующих норм педагогической нагрузки. В качестве ориентира может быть выбрана ставка доцента, которую, в духе предложений Президента РФ, на первом этапе можно привязать к средней зарплате по региону (конкретный механизм привязки должен быть предметом обсуждения). Предлагаемая мера – необходимое условие сохранения традиционно высокого уровня образования в области естественных наук, математики и информатики, повышения качества высшего образования, большей вовлеченности ППС в научную и методическую работу. Без всего этого невозможна реализация обозначенных выше задач.

Часто высказываются опасения, что при общем повышении базового оклада часть средств получат ВУЗы (или филиалы ВУЗов), не обеспечивающие должный уровень образования. Выявление таких учебных заведений – сфера ответственности Министерства Образования и Науки. При надлежащей работе министерства доля слабых ВУЗов должна быть незначительной, поэтому их наличие не может быть использовано в качестве аргумента против повышения базового оклада.

Необходимо отметить, что повышение  базового оклада ППС не эквивалентно  повышению средней зарплаты. При формальном отношении руководства ВУЗов последнее будет достигнуто за счет сокращения совместителей, работающих на неполной ставке (включая сотрудников РАН, обеспечивающих связь университетской и академической науки), увеличения нагрузки на оставшихся преподавателей, повышения доходов администрации, а также другими способами, не ведущими к повышению качества преподавания. В том числе и поэтому мы ставим вопрос именно о повышении базового оклада – обязательной минимальной оплаты  труда ППС во всех государственных ВУЗах.

Необходимо предусмотреть повышение оплаты и вспомогательного персонала (техники, лаборанты и др.), обеспечивающего работу учебного и научного оборудования. Отсутствие квалифицированных специалистов – одна из причин низкой эффективности использования дорогостоящего оборудования, на закупку которого в последние годы ВУЗам выделяются определенные средства.

о размере оклада ППС

Уважаемые коллеги!

Мне кажется, догадываясь как "устроен" чиновничий "мозг", более корректным будет указать не суммы базового оклада не 12000 и 18000 рублей, которые возникают с учетом всех внебюджетных "накруток "и коэффициентов, а как они есть "твердые" - 5760 рублей для доцента и 7875 рублей для профессора, поскольку повышения зарплат для ППС ВУЗ-ы переживали уже неоднократно, и обычно это заканчивалось тем, что оклад подрастал, а так называемый внебюджет уменьшался пропорционально этому росту. В итоге, оплата труда для ППС за последние 10 лет стала еще одной физической константой, подобно скорости света.

о размере оклада ППС

То есть в обычном ВУЗе у доцентв база 5760+3000, а у проф - 7875+7000?

4 года назад примерно так и

4 года назад примерно так и было. Думаю с тех пор не многое изменилось. Полностью согласен с Андрем Викторовичем Нехаевым, речь нужно вести об увеличении именно этих сумм до 100% от средней по региону в 2012 и 200% в 2018, согласно указу президента.

 

Да, конечно. То есть

Да, конечно. То есть указанный мною уровень, оказывается, еще и завышен

Может быть также стоит

Может быть также стоит написать что-то о том, что все "увеличения" зарплат правительством являются профанацией как раз в связи с наличием базовой ставки и надбавок.

Я бы хотел избежать

Я бы хотел избежать конфронтационных моментов. Просто стоит четко сказать, что есть базовый оклад, а есть средняя зп, и это разное. Мне кажется, об этом достаточно ясно сказано

А вот это, мне кажется, зря!

Не будет совсем никакой конфронтации-спустят на тормозах. Другое дело, что можно это как-то правильно подать. Например, навскидку, речь можно вести о том, что несмотря на повышение зарплат правительством, реальная зарплата, выплачиваемая вузом,- почти не меняется. Ответственность перекладывается на руководство вузов, но это, может быть и правильно, пусть думают не о своих зарплатах, а о зарплатах ППС.

Если идти на конфронтацию,

Если идти на конфронтацию, надо писать в другом стиле.

Давайте предположим, что Путин не блефует, говоря о повышении зп. Все-таки в активе у него есть повышение базы в РАН

Возможно и не блефует.

Однако, все не только от него зависит. Бюджет науки и образования, насколько я понимаю, в следующие 3 года будет только уменьшаться, а не увеличиваться, и это данность. Соответственно, если повышение зарплат и будет происходить, то оно может идти в основном либо из внебюджетных источников (что фантастично), либо за счет перераспределения. Кстати, неплохо бы написать не только о зарплате доцента, но и о том, что повышение этих зарплат не должно происходить за счет других ППС, а то им еще придет в голову эту поднять, а другие опустить. Ну и, может быть о том, что зарпаты руководства не должны учитываться при расчете средней.

А насчет "писать в другм стиле", не знаю, может и нужно. Но давайте посмотрим что коллеги скажут.

О расчете зарплаты ППС

Федор Васильевич, отвечаю на Ваш вопрос. Сегодня зарплата доцента или профессора является суммой, которая состоит из (1) базового оклада - 5760 руб. для доцента, 7875 руб. для профессора, (2) определенного процента от ставки базового оклада - 40% для доцента (2304 руб.), 60% для профессора (4725 руб.), (3) фиксированной ставки для ученых степеней (3000 руб. для кандидата наук, 7000 руб. для доктора наук). Итого по двум позициям: а) для доцента и кандидата наук - 11064 руб., но, если мы не забываем отнять подоходный налог 13% - 1438,32 руб., на руки доцент получает "чистыми" 9625, 68 руб.; б) для профессора и доктора наук - 19600 руб., но, опять же если мы не забываем вычесть подоходный налог 13% - 2548 руб., то на руки профессор поличает "чистыми"  17052 руб.!!! Все остальное есть так называемый "внебюджет", по закону его может и не быть вовсе, поскольку закон и система расчета оплаты труда существующая в наших ВУЗ-ах гарантирует лишь те "голые" суммы, которые я выше указал. Сумма, которую ППС может иметь в рамках "внебюджета" зависит, в свою очередь, от двух обстоятельств: во-первых, статуса ВУЗ-а, коррелирующего чаще всего с его "доходностью", проще говоря, ВУЗ "богатый"/"небогатый"; во-вторых, от характера руководства ВУЗ-а, а называя вещи своими именами, от того "порядочное"/"непорядочное" ли оно и что есть для них ВУЗ - банальная контора по отъему денег у населения или высшее учебное заведение (по совместительству научный центр). Комментируя выше сказанное могу привести пример из жизни омских ВУЗ-ов, я работаю в техническом университете и руководство ВУЗ-а что-то старается делать для ППС, в часности, ректор доплачивает профессорам за счет внебюджета 5000 руб. + разного вида ежеквартальные бонусы (за публикации, методическую работу и т.д.), в итоге получется к "голой" зарплате прирастает еще порядка 1/3, моя жена работает в классическом университе и не имеет ничего, кроме "голого" оклада, надо полагать весь внебюджет расходится на премии руководства!?!?! Вот так, в общем виде выглядит зарплата ППС "изнутри". Надеюсь, я смог ответить на Ваш вопрос.

коллеги, виноват, но я забыл об еще одной форме выплаты

Уважаемые коллеги!

К сказанному выше, хотел бы добавить еще одну форму выплаты, о которой я и вовсе забыл упомянуть, поэтому все суммы выше следует откорректировать. К сожалению, я "запамятовал" о ежемесячной так называемой "книжной" выплате - 150 руб. Таким образом, к итоговым "голым" суммам выдаваемым на руки как доцентам, так и профессорам следует прибавить еще по 130,5 руб. (опять же не забывая о 13% подоходном налоге взымаемом с "книжных" денег). Наконец, просто к слову, я до сих пор не могу никак понять почему эти выплаты называют "книжными"/"на литературу", поскольку у нас в Омске пачка не испачканной чернилами бумаги (пригодной для принтера) стоит и того дороже! А если серьезно, мне кажется, стоило бы поставить перед руководством страны вопрос следующего порядка: суммы, используемые ППС или научными работниками для покупки литературы, не должны облагаться подоходным налогом. Иными словами, здесь можно использовать уже действующий механизм возврата подоходного налога, как это делается при покупке жилья или дорогостоящем лечении. Мне очень сложно говорить за всех, но я лично расходую в месяц на литературу от 3000 до 5000 руб. (все зависит от степени необходимости той или иной книги); это суммы казалось бы астрономические, но на деле означающие приобретение лишь 6-12 книг по специальности, поскольку эти суммы включают в себя также и почтовые расходы (а почта сейчас очень даже дорогая), ведь теперь литература может приобретаться в регионах исключительно через интернет-магазины.

Андрей Викторович,

Андрей Викторович,

Большое спасибо за конкретную информацию.

о 150 руб. "книжных"

В. Пушкарева

Коллеги! По закону "Об образовании" эти 150 рублей не должны облагаться налогом.

Повышение зарплат ППС будет

Повышение зарплат ППС будет напрямую зависеть от результатов бодания господина Медведева и господина Сечина. Частично процесс представлен здесь:

http://news.rambler.ru/15708642/

http://news.rambler.ru/15693225/

При этом господин Путин занимает совершенно беспринципную позицию, с одной стороны боясь рассердить господина Сечина, а с другой - выполнить предвыборные обещания. При этом, конечно, находится крайний - господин Медведев и его более-менее адекватные министры. При этом следовало бы, прежде всего, спрашивать за сложившуюся позорную ситуацию с зарплатой в вузах другого друга господина Путина - господина Фурсенко.

Технические заметки

Если писать, то, на мой взгляд, в "конфронтационном стиле". Всегда легче при редактировании убрать излишние резкости, чем заострить вялый текст.

Мне кажется, недостаточно ясно сформулирован "просительный пункт": а что именно конкретно мы требуем? Увеличения доли ВВП в научном бюджете вместо его планомерного снижения? Или перераспределения сужающегося бюджета, тогда за счёт кого и чего? [Я лично думаю, что только первое конструктивно.]

Я бы также привёл выжимку-резюме из этих страшных чисел.

 

 

Не уверен, что нужно писать в

Не уверен, что нужно писать в конфронтационном стиле. По-существу, единственный неформальный адресат письма - Путин, (не Ливанов же, который ясно сказал, что базу повышать не будет.). Путин, однако, под давлением ничего не делает. В том числе поэтому  я и выбрал спокойный стиль, объясняющий проблему.

Требование сформулировано четко - увеличение базового оклада. За счет чего - ну, можно вставить абзац, что сделать аналогично тому, как повышали ставки в РАН . А вообще источники повышения пусть ищут сами, они есть

О процентах ВВП писать не имеет смысла - Вам туту же скажут, например, что в программе перевооружнения заложены расходы на НИОКР, так что теперь мы тратим на науку аж 10% ВВ

Не конфронтационно, но жёстко

Поддерживаю Дмитрия Игоревича!  Прошение в мягком стиле может быть истолковано как не особенно актуальное. Необходимо также в качестве подписантов привлечь зарубежных коллег - руководители нашей страны хотели бы выглядеть среди своих иностранных партнёров более цивилизованно.

Предлагаю текст в следующей

Предлагаю текст в следующей редакции

«О необходимости повышения базового оклада профессорско-преподавательского состава и технического персонала государственных ВУЗов»

В последнее время руководством страны провозглашен ряд амбициозных задач - модернизация, рост производства высокотехнологичной продукции, «вторая индустриализация», избавление от сырьевой зависимости и др. Для их реализации необходимы квалифицированные кадры, за подготовку которых отвечает высшая школа. К сожалению, в ней наметились тенденции к деградации. В частности, международный рейтинги лучших российских университетов неуклонно понижаются на протяжении нескольких последних лет. 


Деградация уровня высшего образования связана, прежде всего, с недопустимо низким уровнем зарплат профессорско-преподавательского состава (ППС) и вспомогательного персонала ВУЗов, обеспечивающего технические условия учебного и научного процесса, а также работоспособность дорогостоящего научного оборудования, на закупку которого в последние годы ВУЗам выделялись значительные средства. Так, в государственных вузах базовый оклад составляет около 12000 руб. для доцента, имеющего степень кандидата наук, и около 18000 руб. для профессора, имеющего степень доктора наук (включая доплату за ученую степень); для преподавателей без степени и технического персонала оклады существенно меньше. К примеру, в Белоруссии базовый оклад доцента со степенью кандидата наук практически равен средней зарплате, но  в РФ он в два раза ниже средней зарплаты по стране. При этом, внеаудиторная нагрузка преподавателей высшей школы очень высока, гораздо выше внеклассной нагрузки учителя школы. Она включает не только подготовку аудиторных занятий (лекционных, семинарских, контрольных мероприятий), разработку учебно-методических пособий (в том числе с использованием современных мультимедийных средств), но и организацию и руководство научными исследованиями студентов и аспирантов, представление научных результатов в научной периодике и на конференциях (прежде всего - в англоязычной периодике и на международных конференциях, проводимых в дальнем зарубежье), подготовку научных проектов и отчетность по ним.

В стране сложилась совершенно неадекватная мировой практике ситуация: базовый оклад преподавателя ВУЗа значительно ниже, чем у учителя средней школы. В Москве, где сосредоточена значительная доля ведущих вузов федерального подчинения, базовый оклад учителя высшей категории без научной степени (около 30000) почти втрое выше, чем у доцента ВУЗа со степенью кандидата наук. Индивидуальные надбавки, устанавливаемые некоторой части ППС за дополнительную работу, не имеющую отношения к преподавательсим обязанностям, не могут рассматриваться как меры по увеличению базового оклада. Даже в ВУЗах, занимающих первые строчки в российских рейтингах, значительная часть ППС получает лишь базовый оклад.

Руководству страны, безусловно, известно об этой проблеме. На заседании правительства РФ 20 сентября 2012 года министр финансов А.Г. Силуанов сообщил, что в соответствии с поручением Президента РФ его ведомство выделит средства на повышение заработной платы профессорско-преподавательскому составу. Мы считаем, что дополнительные средства, выделяемые ВУЗам, следует направить исключительно на увеличение базового оклада при сохранении ныне действующих норм педагогической нагрузки. В качестве ориентира может быть выбрана ставка доцента со степенью кандидата наук, которую, в духе предложений Президента РФ, на первом этапе можно привязать к средней зарплате по региону.

Часто высказываются опасения, что при общем повышении базового оклада часть средств получат ВУЗы и филиалы ВУЗов, не обеспечивающие должный уровень образования. Выявление таких учебных заведений – сфера ответственности Министерства Образования и Науки и, при надлежащей работе министерства, доля таких учебных заведений должна быть сведена к нулю, поэтому их наличие в настоящий момент не может быть использовано в качестве аргумента против повышения базового оклада. Опасения усиления уравниловки также не могут являться доводом против увеличения базового оклада, так как администрация ВУЗов обладает всеми необходимыми финансовыми инструментами дифференциации зарплат ППС.

Необходимо подчеркнуть, что повышение базового оклада ППС не эквивалентно повышению средней зарплаты и не является инфляционной мерой. Напротив, имеется опасность того, что при формальном отношении руководства ВУЗов повышение базового оклада будет достигнуто за счет сокращения высококвалифицированных совместителей, работающих на неполной ставке (в первую очередь - сотрудников институтов РАН, максимально способствующих повышению уровня университетской науки), увеличения нагрузки на оставшихся преподавателей, повышения доходов администрации, а также другими экстенсивными способами, не приводящими к повышению качества преподавания.  

В связи со всем вышесказанным, мы ставим вопрос именно об увеличении базового оклада сотрудников государственных ВУЗов, повышении обязательной минимальной оплаты труда ППС И вспомогательного персонала ВУЗов (техников, лаборантов, инженеров и др.) как о первоочередной мере, на выполнение которой необходимо направить дополнительные средства, выделяемые ВУЗам в соответствии с поручением Президента РФ.

Спасибо, учту в окончательной

Спасибо, учту в окончательной редакции

возможно

возможно, имело бы смысл указать для примера зарплаты ППС в странах "третьего мира" - они вполне впечатляют: например, в университете Багдада (Ирак) у полных профессоров они варьируются от $3000 до $4000.

Ни в коем случае нельзя

Ни в коем случае нельзя вводить в письмо такие слова. На них немедленно последует ответ - "там профессоров всего 100 на всю страну. Мы тоже сокращаем наши вузы. Подождите немного, и у нас будет как в Ираке. " 

там профессоров всего 100

далеко не всегда: Аргентина, Венесуэла, Коломбия, Чили, Индия, Кувейт, Мексика, ЮАР, Турция с зарплатами ППС как правило заметно выше наших. Хотя, конечно, упоминание третьих стран в письме к президенту поди ещё и оскорбит его.

Плохо

Текст совершенно "беззубый". На месте Путина я бы не стал никому повышать зарплату после прочтения такого обращения.

А пока мы деликатничаем на нас в очередной раз плюют:

"На пленарном заседании 21 сентября партия власти вновь «прокатила» проект закона о повышении заработной платы преподавателей вузов, с докладом по которому выступил депутат Смолин. Законопроект был внесён в Государственную Думу ещё в мае 2010 года.
 
Стенограмма обсуждения в Государственной Думе проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 30 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (21.09.2012)
oleg-smolin.livejournal.com/54299.html

Вера в улучшения проходит

 

Мне кажется, что повышение заплаты и улучшение условий работы как было пустым звуком, так и осталось. Мое суждение основано на простом факте – новый министр говорит о закрытии тех ВУЗов, где качество образования низкое. Министерство разослало огромную простыню с 50 вопросами и получило ответы.

Так какие в результате были выбраны основные пять критериев? Цитирую по Поиску:

Из полусотни показателей мониторинга отобрано пять, из-за невыполнения которых высшее учебное заведение может угодить в список риска. Это низкий средний балл ЕГЭ для обучающихся на бюджетной и внебюджетной основе; минимум НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника; количество иностранцев, кроме жителей СНГ, обучающихся в вузе, и наличие международных научных проектов; финансовая устойчивость в расчете на одного научно-педагогического работника; наличие площадей в собственности или в управлении. Если по четырем показателям из пяти вуз или филиал попадает в нижнюю часть “табели о рангах”, это значит, что его состояние вызывает тревогу и требует дополнительного обследования.

И где здесь показатели качества образования?

Ливанов говорил, что преподавать на хорошем уровне невозможно без проведения исследований. Второй раздел опроса начинался с вопросов о том, сколько статей по WoS, Scopus и РИНЦ. Как видим, эти данные успешно проигнорированы. Замечу, что из 13 или 14 госбюджетных ВУЗов Самары (не филиалов) пять вообще отсутствуют в Scopus. Как будут учитываться международные научные проекты? По совместным статьям, индексируемым в WoS и Scopus, или по зарубежным поездкам приближенных к ректорату лиц? Вопросы, вопросы.

Я уж не напоминаю про средние баллы ЕГЭ, когда по всем естественнонаучным специальностям будущие учителя сдают обществоведение в качестве профильного предмета.

Первые шаги министра показали, что он принесет разрушения, большие чем его предшественники.

Соответствие

Мне кажется нужно очень и очень четко писать о том, что даже самый минимальный набор обязанностей ППС "стоит" куда больше чем это фактически оплачивается (чтобы сразу отсечь аргумент о том, что те, кто "крутятся"- получают огромные зарплаты, на этот аргумент обязательно нужно отвечать в письме, иначе они этим и "отмажутся" сразу). Возможно, возможно, стоило бы и говорить о приведении норм нагрузки в соответствие с мировыми стандартами. 800-900 часов в год пед. нагрузки в год уже не дают возможности заниматься научной работой (вообще) и это обязательно нужно отражать. Просто потому, что распространненое мнение, что ППС могут и еще чем-то заниматься кроме своих минимальных обязанностей (чтение лекций, семинары, лабы, подготовка к занятиям), брать хоз. договора, выигрывать гранты и тд. А это НЕРЕАЛЬНО при такой нагрузке для большинства ППС, если не заниматься профанацией. Тут можно было бы и говорить о зарплатах в других странах. Просто привести небольшое сравнение нагрузки ППС "на западе" и их зарплат. И сделать экстраполяцию сколько бы они получали на западе, имей ТАКУЮ нагрузку. 

Мне кажется нужно прямо и в первых строках говорить о профанации оплаты труда ППС государством, а затем приводить этому аргументы (зарплата, минимальная нагрузка, сравнение с другими, даже не с самыми развитыми, странами).

Работа на ставку предполагает полный рабочий день

 

Полностью согласен с предыдущим мнением. Ставка она на то и ставка, чтобы полностью загрузить рабочий день. Моя годовая нагрузка на ставку включает по полному курсу каждый семестр (это и лекции, и лабораторные и практика), шестерых аспирантов, четырех магистров и руководство 10ю выпускными квалификационными работами специалистов и бакалавров. Эта работа оплачивается, как писалось выше, суммой около 19 тыс. рублей. Свободного времени остается очень мало и вести дополнительные работы весьма затруднительно.

Плюс в свободное время я еще веду исследовательский семинар для студентов и аспирантов, так как без него совсем нельзя представить полноценной подготовки. Но семинары в нынешнюю российскую программу обучения и нагрузку не входят.

 

Уточнение

Мне кажется, что Сергей несколько иное имеет ввиду. Необходимо именно изменение наполняемости рабочего дня сотрудника вуза за счёт исследовательской работы при сокращении времени на преподавание (я уже не говорю о времени, теряемом на подготовку многочисленных бумаг).
Мне, например, сегодня в деканате заявили, что рейтинг кафедры будет оцениваться в том числе по посещаемости занятий студентами! Радует только то, что, несмотря на рейтинг, зарплату меньше мне платить уже не смогут. В нашем вузе, к примеру, нет никаких 40% прибавок к окладу. Вот и считайте.

Минимальные должностные обязанности.

Насколько я знаю, в большинстве вузов России занятия научной работой вообще не входят в "должностные обязанности" (есть такая бумага, которую все подписывают, либо подписывают контракт, в котором должностные обязанности" тоже прописываются). Так что, в принципе, если в должностных обязанностях нет строки о занятих научной работой, то за нее не платят.

Я бы четко писал о том, что есть минимальные должностные обязанности и им в соответствие нужно привести минимальную заработную плату. Это минимум о чем нужно говорить и включить эти словосочетания в текст.

Насчет занятий научной работой тоже нужно упомянуть, в том контексте, что пока в должностных обязанностях не предусмотрено занятие научной работой, и, соответственно, не предусмотрено оплаты за эту работу, то и требовать государство этой работы не может. А если хочет требовать, то 1) должно это оплачивать (в большинстве вузов даже такой статьи расходов нет), 2) должно изменить нагрузку так, чтобы время на научную работу оставалось. У профессоров еще худо-бедно есть возможность наукой заниматься, у доцентов и ниже такой возможности как правило вообще нет (в большинстве вузов).

В третьих, действительно, неплохо бы привести оценки сколько средств понадобится, чтобы привести зарплату доцента к средней по региону (и, кратно, зарплаты других сотрудников). Кое-какая статистика по численности ППС и их зарплатам лежит здесь: http://www.jarus.org/analytics Ниже самая примитивная оценка.

В частности, вот здесь http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_13/IssWWW.exe/Stg/d2/07-51.htm написано, что численность ППС на 2009/2010 год (без совместителей) равна 342.7 тыс.чел. Доцентов -111.3 т.ч. Давайте исходить из того, что сейчас зарплата доцента 14 т.р. (до налогов, писать нужно всегда до налогов и те суммы, что действительно есть, с потолка брать ничего нельзя, даже на 100 рублей нельзя ошибиться). Ее нужно поднять до средней по региону уже в этом году (согласно указу президента). Будем говорить о средней по стране, которая может считаться из средних по регионам. например в июле средняя по РФ составила 27219 рублей (http://www.rg.ru/2012/08/20/zarplata-anons.html). Таким образом зарплату доцента (то что в письме требуется) нужно поднять примерно в 2 раза. Это означает (при нормальном гауссовском распределении зарплат), что в среднем увеличение по всем категориям ППС такое и будет, в 2 раза (в среднем). Умножаем 14т.р. (увеличение з.п.) на численность ППС (342 т.ч.) получаем примерно 4.8 млрд рублей в месяц. В год- дополнительно около 60 млрд. Ну вот, как-то так, не выглядит заоблачно, это порядка 10% от текущих бюджетных расходов на образование (порядка 600 млрд.р.), правда на все образование, а не только на высшее (http://www.gazeta.ru/financial/2012/07/18/4684733.shtml - других данных у меня нет).

Ясно, что на то, чтобы это реализовать, нужна воля, в том числе и президента. Есть ли она? Пока есть сомнения. В любом случае, указ есть, он должен быть исполнен. Речь идет только о том, КАК исполнен, повышением ли зарплат руководства или "простых" преподов.

Контракт преподавателя предусматривает

 

работу в соответствии с индивидуальным планом. В этом плане есть раздел, посвященный научной работе. Так что формально заниматься исследованиями ППС должен.

Другое дело, что зарплата исчисляется лишь по первой части индивидуального плана – учебной нагрузке. А в остальные разделы можно записать любую чушь.

новеллы в оплате труда

На днях в вузы поступил документ, который фактически перекладывает проблему повышения зарплат на плечи самих вузов. Это письмо  "о планах поэтапного повышения оплаты труда", где дается развернутый макет плана, по которому нужно показать анализ занятости сотрудников, указать источники повышения оплаты, в первую очередь резервы экономикии, оптимизировать чмсленность учебных групп, структуру нагрузки, выровнять среднюю нагрузку в вузке, модернизировать систему автоматизированного учета доступа в вуз, ввести изменения в штате. Это означает, что основной упор в росте оплаты делается на сокращение численности и увеличении за счет допонительной нагрузки оплаты труда. В школах уже немало людей работающих почти на 2 ставки. Хотя ранее работа более чем на полторы ставки категорически была запрещена, ибо преподаватель должен готовится к занятиям. Этот аспек из деятельности реформаторов уходит. Но преподаватель это не офисный сотрудник. с учетом роста требований по занятиям наукой у него должны сокращаться, а не расти объемы учебной нагрузки. Тем более, что ФГОС ВПО существенно учеличили долю неаудитоной работы

О сокращении штата.

В нашем ВУЗе уже началось, пришло новое штатное, где требуют сократить ставки....страдают от этого самые незащищенные слои ППС, те кто в предверии защит, мне  интересно, сейчас сократят молодых, а потом кого будут защищять?

Зато нам говорили,

 

что главная цель новых реформ в образования – это повышение качества образования.

Но первые шаги нового руководства министерства показывают реальные намерения. На самом деле, соотношение количества студентов на одного преподавателя – это один из важнейших критериев международных рейтингов.

Мне кажется, что обещания уже разошлись с реальным делом. Я уже писал о новых стандартах, и особенно, о критериях оценки вузов для их последующей реорганизации. Наверняка выживут вузы, работ представителей которых нет ни в Scopus, ни в Web of Science. Зато по высшему рангу международного сотрудничества оценят визиты представителей ректората за рубеж.

Фурсенко покажется еще цветочками, Ливанов добьет остатки конкурентоспособного высшего образования.

Интервью Ливанова Вестям

17 ноября, суббота, РТР

В ходе интервью министр затронул тему повышения зарплат. Им были выдвинуты несколько тезисов:

- со следующего года заложены дополнительные средства в бюджет

- повышнения базовых ставок не будет, а спрашивать надо с ректоров

- те, кто работает за 20-30 тысяч - слабые преподаватели.

Не знаю, кого как, но меня эти речи оскорбили. Дело в том, что преподаватель вуза рботает в соответствии с контрактом, а в контракте предусмотрена базовая оплата в соответствии с долей ставки по индивидуальному плану. Все остальное - гранты, дополнительные образовательные программы - это второстепенная, дополнительная нагрузка и совсем не обязательная. При обсуждении обращения о необходимости повышения ... были приведены размеры базовых окладов. Поэтому, в категорию - "слабые и ленивые преподаватели" попадаем мы все.

Очень интересен и ответ на риторический вопрос - почему побочные, дополнительные зароботки должны доминировать в структуре зарплаты. Тем более, что как мне разъяснили пару недель назад в ректорате, что право на все идеи и статьи любого преподавалетя принадлежит вузу, вне зависимости от финансирования. И этот факт будет применяться при рассмотрении дел по новому закону о шпионаже и госизмене.

 

 

Оскорбление министра

Сделаем вид, что мы ничего не слышали, и продолжим обсуждать очередное обращение к самим себе или программу, которую никто и никогда не будет претворять в жизнь.

ссылка
Хорош министр

Министр не допускает, что есть преподаватели которые за 20-30 т. руб честно и хорошо выполняют свой долг.

Он свом выстуапление  полностью создал собственный портрет стяжателя. Пенсионеры живут на меньшие суммы, да и в НИИ то же. Конечно вертяться, зарабатывают на стороне и по профессии и вне ее. Но министру непонятно, что есть люди, которые просто любят свою работу и она им необходима по их менталитету, уму и призванию.Ему понять это не дано. Для него выражение "Истины научной нам маяк светит" бессмысоено. Надо бы ему для общего образования почитать В.И. Вернадского "Размышления натуралиста"

Есть и преподаватели честно

Есть и преподаватели честно выполняющие свой долг за зарплату 6500+3000 за степень=9500 рублей в месяц. А зарплату в 30 000 ни разу в глаза не видели наверное 90% преподавателей. Министр наверное заслан ЦРУ, у них возможно Госдеп платит гораздо большие зарплаты и он не в курсе, что зарплата преподавателя в 30 000 рублей в России  большая редкость. Спалился непрофессионал, сейчас бы его в контрразведку на допрос, выяснить хорошенечко когда и кем завербован? С каким заданием проник в Правительство России?

НИКАКОГО ПОВЫШЕНИЯ ЗАРПЛАТЫ ДЛЯ ППС НЕ БУДЕТ

Во всяком случае, в аналитической разверстке бюджетных ассигнований (где расписано все и вся) я не обнаружил строки, посвященной увеличению зарплат преподавателей ВУЗов. Коллеги могут меня проверить. Ничего такого нет. В недавнем телеинтервью г-н Ливанов не случайно сделал акцент на том, что деньги-то УЖЕ якобы переданы ВУЗам, и что требовать зарплаты мы должны у ректоров. Таким образом, нас просто обманули, по-видимому. Следовательно - надо бороться, а не просить. Поясню, каким образом можно это делать. Накануне выборов (в ноябре 2011) я от имени забастовочного комитета Новосибирского госуниверситета прислал письмо с категорическим требованием немедленного ДВУКРАТНОГО повышения зарплат преподавателей ВУЗов, угрожая в противном случае однодневной стачкой 3-4 марта. По-видимому, Путин услышал нас и его февральская встреча с ректорами и обещание двукратного повышения зарплаты можно связать именно с этим письмом. Почему оно подействовало? Путин интересуется женской в т. ч. тематической поэзией (любит слушать Д. Арбенину, например). Я - автор единственной в России книги о Сапфо (Сапфо. Язык, мировоззрение, жизнь). Учитывая, что у Путина - две дочери, он мог знать мое имя и листать эту книгу. В итоге я получил на свою банковскую карту внушительную сумму "ниоткуда" (через бухгалтерию деньги не проходили) и аккурат перед выборами (50 000) Коллеги тоже. К сожалению после этого сторонники стачки у нас остались в разительном меньшинстве, но это показывает, КАК необходимо действовать. Не просить нам надо, а требовать, ПРИНУЖДАЯ правительство действовать НА ПОЛЬЗУ ВУЗОВ, так - как выгодно нам, преподавателям ВУЗов. 

Нигерийский вариант

Будучи недавно в Австралии, познакомился с нигерийским аспирантом. Он рассказал о подобных методах индивидуального "поощрения" возмущающихся в их университетах. Вот и мы вышли на уровень Африки.

Надо, действительно, не просить а жёстко требовать!
 

Гарантировать выплату базового оклада и стандартных надбавок.

С 1 декабря 2008 года в России введена новая система оплаты труда работников бюджетной сферы, она заменила действовавшую с 1992 г. единую тарифную сетку и позволила руководителям единолично распоряжаться фондом заработной платы. В результате возник тот чудовищный произвол, о котором говорил министр: ректор начисляет себе сотни тысяч, отнимая у преподавателей их законные копейки. Поэтому в обращение следует первым включить требование гарантированных базовых окладов, а также гарантированных стандартных надбавок (за стаж, за степень, за вредность – работа в физ/хим/био лабораториях, «северные», на иждивинцев и проч.) и вторым их повышение. Иначе ректор присвоит себе не 0.5, а 1 млн руб/м-ц, преподаватель же получит шиш.

Страницы