27
мая
2012

12 НАКАЗОВ НОВОМУ МИНИСТРУ

Читайте также другие материалы по теме: 

Данный документ является первоначальным черновиком-проектом (то есть пока что просто "накидали идей"), просим всех научных сотрудников высказаться как по форме, так и по существу.

Общество научных работников (ОНР) предлагает сотрудничество новому руководству МОН и обращается со следующими  первоочередными предложениями, направленными на повышение конкурентоспособности отечественной науки и на поддержку способной научной молодежи.

1. Проведение реформы научной и научно-образовательной систем с учетом лучшего международного опыта и прогрессивных научных традиций России, включающих в себя, в обязательном порядке (!!!), активное вовлечение процесс реформирования научной общественности и активных ученых.

2. Для подготовки предложений по реформам и конкурсам создавать рабочие группы под руководством ученых с международным именем, а для контроля за ходом их проведения - наблюдательные советы под руководством ученых, а не чиновников. В первую очередь это относится к крупным проектам и конкурсам по ФЦП.

3. Перейти от стимулирования за продуктивность институтов и университетов к стимулированию научно-исследовательских лабораторий и научных групп.

4. Избавиться от порочной практики использования такого индикатора как "средняя зарплата" в качестве показателя уровня зарплат научно-педагогических сотрудников. Использовать вместо этого понятие "медианная зарплата".  Доведение к 2014 году медианной зарплаты научных сотрудников и преподавателей высшей школы до 150% от средней заработной платы в соответствующем регионе (200% к 2018 году).

5. Сделать зарплаты сотрудников администрациий государственных университетов и научно-исследовательских институтов зависимыми от медианной зарплаты научных и научно-педагогических сотрудниокв в данном учреждении. Максимальная зарплата административных работников не должна превышать медианную зарплату научных и научно-педагогических сотрудников в данном учреждении более чем в ПЯТЬ раз.

6. Снизить нормативы нагрузки преподавателей, занимающихся научной деятельностью,   до уровней, соответствующих нагрузке преподавателей в экономически развитых странах. Максимальная учебная нагрузка у таких преподавателей не должна занимать  более 30% рабочего времени (включая аудиторную нагрузку, подготовку к занятиям, научную работу со студентами и аспирантами и тд). Требовать от преподавателей, занимающихс научной работой не менее одной публикации в год в высокорейтинговых научных журналах из базы WoS.

7. Ввести ограничения по возрасту для занятия научно-административных должностей (начиная от уровня завлаба и выше)  с адекватным увеличением количества ставок научных консультантов и советников для перевода  на них сотрудников пенсионного возраста, продолжающих активно работать и публиковаться в высокорейтинговых международных изданиях. Считать предельным возрастом для занятия научно-административных должностей возраст выхода на пенсию. (соответственно будет разный для мужчин и женщин).

8. Отменить порочную практику совмещения десятков научных должностей и многократного совместительства в государственных университетах и научно-исследовательских учреждениях. Максимальное количество занимаемых одним человеком ставок, оплачиваемых из всех видов гос. бюджета не может быть более 1.5.

9. Разработка и внедрение программы по интеграции институтов РАН и Университетов. Создание "смешанных позиций" научных сотрудников РАН, преподающих в Университетах со смешанным финансированием от РАН и Университета. Использование опыта "физтеха" и Новосибирского ГУ в разрабатываемой программе.

(имеется ввиду, чтобы часть сотрудников РАН преподавала в Вузе, напрмиер каждой лаборатории вменить в обязанность иметь какое-то чилсо лекций в университете, сотрудники сами решают кто и сколько будет читать лекций и за чтение лекций университет будет платить деньги. как-то нужно переформулировать если в принципе идея устраивает)

10. Разработка и внедрение программы по массовому (не менее 5 тысяч человек за 5 лет) возвращению соотечественников-научных сотрудников и преподавателей, работающих в научных лабораториях и университетах по всему миру. Создание для них рабочих мест, конкурентных, на первом этапе, с условиями предоставляемыми университетами и научными учреждениями в Восточной Европе (индикатор: зарплата нетто специалиста со степенью PhD не менее 1500 евро в месяц).

11. Рассмотреть возможность вступления России в международные и европейские программы финансирования науки типа "7й рамочной программы" и тп на условиях полноправного участника. В случае принципиальной возможности, связанной в том числе и с финансированием науки, - провести соответствующие переговоры с .

12. Реализовать запланированную более 3 лет назад программу пересмотра "Перечня журналов ВАК", оставив в нем только те российские и международные издания, которые включены хотя бы в одну из систем цитирования (библиографических баз) Web of Science, Scopus, Web of Knowledge, Astrophysics, PubMed, Mathematics, Chemical Abstracts, Springer, Agris, GeoRef. (В настоящее время из списка >2100 журналов ВАК в базы данных входят  менее 400, зато более 450 из них - "Вестники", в большинстве которых рецензирование проводится внутри одного учреждения.) Объявленный руководством ВАК переходный период, за который российские журналы могли бы добиться включения в международные базы, пора объявить законченным. Поскольку ВАК перешел в непосредственное подчинение Минобрнауки, у министерства появился более мощный "рычаг" для приведения научного уровня публикаций соискателей российских ученых степеней к мировым стандартам.


 

Некоторые вопросы, предложения и замечания.

П..3. Мне кажется стимулирование должно быть на всех уровнях. Поэтому нужно больше внимание уделять группам.

П.7. По конституции у нас женщины и мужчины равны, и отправлять женщин с административных должностей раньше неправильно.

П.8. Надо разрешить совмещение, но ограничить оклад 1.5 ставками.

П.9. «Лекционный оброк» лучше начислять, исходя из определенного числа людей, а не от административной единицы, которые сильно отличаются по численности.

П.10 и 11. не являются неотложными, но будучи недостаточно подготовленными могут вызвать лишнюю напряженность в научной среде (я бы их отложил на время).

Страницы